Новости
RSS
Самарская область
Административный центр
Крупные города
История Самары
География и климат
Экономика
История
Культура
Администрация Области
Обратная связь
Каталог компаний

          





Яндекс.Погода



.

На Тольятти отработают приемы оздоровления моногородов

2009-11-17

Самарский губернатор Владимир Артяков сообщил на заседании областного правительства, что программа по спасению моногородов, о которой говорил в послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев, будет «обкатываться» в Тольятти.

По мнению главы региона, этот город с населением более полумиллиона – единственный в России, имеющий подходящий масштаб для отработки пилотных проектов. После обкатки в Тольятти модель будет реализовываться по всей России. По его словам, этим займется Министерством регионального развития.

В министерстве GZT.ru не прокомментировали слова губернатора.

Градообразующее предприятие Тольятти – АвтоВАЗ – одно из самых проблемных в стране, и его беды самым прямым образом отражаются на жителях конгломерата Тольятти и Самары. Значительные финансовые вливания правительства так и не смогли решить проблему, и власти готовятся к новым инвестициям в это неприбыльное производство, а также обещают трудоустраивать «лишних» работников завода, которых насчитывается около 22 тысяч из общего штата в 96 тыс. человек.

«Как бы моногород»

По данным экспертов Института региональной политики, в России свыше 900 градообразующих предприятий производят примерно треть всего объема ВВП страны. Эти предприятия связаны с экономикой 467 городов и 332 поселков городского типа, где в общей сложности проживает 24,5 млн человек (17% населения страны).

Но в том, что Тольятти является типичным моногородом, эксперты, опрошенные GZT.ru, сомневаются. Он гораздо крупнее прочих, отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В 2008 г. в Тольятти проживало 705,3 тыс. жителей, тогда как большинство моногородов населяет несколько тысяч человек. Кроме того, типичные российские моногорода расположены, как правило, в далекой глубинке, там постаревшая рабочая сила. На их фоне Тольятти – город молодой: он появился в 1968 г., напоминает эксперт. Надо также учитывать, что АвтоВАЗ – не единственное предприятие в Тольятти. К примеру, есть еще большой завод «Тольяттикаучук» – одно из крупнейших предприятий нефтехимического сектора.

Тольятти повезло

Для самого Тольятти участие в пилотном проекте Минрегиона – только во благо, говорит Алексей Титков, старший эксперт Института региональной политики. По его словам, деньги на реструктуризацию моногородов выделяются ограниченные, и достанутся они не всем (проект Федеральной целевой программы по моногородам предполагает инвестиции 100 млрд руб.). Тольяттинские же проекты будут приоритетными, что, впрочем, было вполне предсказуемо, т.к. проблемы «Автоваза» давно уже стали политическими, говорит Титков.

Наталья Зубаревич также считает, что город от участия в проекте только выиграет: наконец-то там отладят экономическое взаимодействие внутри огромной конгломерации, построят транспортную и другую инфраструктуру между Самарой и Тольятти. «А главное – перестанут орать глупые песни про расселение моногородов», – говорит Зубаревич. Расселить их, по ее словам, абсолютно невозможно: «Это не водохранилище и не ГУЛАГ. Город закрыть нельзя, это будет нейтронная бомба. Переселять города крайне затратно. А кроме того, в России слишком мало городов, чтобы их еще и закрывать».

Расселение Тольятти точно не грозит, соглашается Алексей Титков. «Даже из чернобыльской зоны не все уехали», – напоминает он, что уж говорить про Тольятти, который, несмотря на все проблемы, является полноценным живым городом. «Скорее здесь может идти речь о проектах по дополнительной занятости в областном центре или ближайших окрестностях, а также о привлечении на другие сборочные предприятия», – говорит эксперт. Могут помочь, хотя и частично, развитие малого и среднего бизнеса, о котором так много говорят наверху. Но сложно ожидать, что правительство придумает что-то новое, отмечает Титков.

Но кое-какой опыт из Тольятти в другие моногорода все же можно будет перенести, говорят эксперты. В частности, это лучшая площадка для отработки технологии санации и переструктурирования моногрода, считает Зубаревич. «Это как раз тот случай, когда город не является мертвым, поэтому в нем легче проводить мероприятия, чем где-нибудь у черта на куличиках, – говорит она. – Так что если государство и здесь “облажается”, то пусть вообще не трогает моногорода впредь».

Север хотят расселить

О чем будет говориться в еще ненаписанной программе поддержки моногородов, которая должна быть «сверстана» через 3-4 месяца, можно примерно понять из заявлений госчиновников. К примеру, помощник президента РФ Аркадий Дворкович в четверг сказал, что к каждому такому городу будут подходить индивидуально: в одних предприятия будут «вытягивать» до конкурентоспособного уровня, в других – создаваться новое мощное производство или перепрофилирование предприятий.

«Когда приходят иностранные инвесторы и спрашивают, где им разместить производство, нужно предлагать не Москву или Санкт-Петербург, а именно моногорода», – цитирует слова Дворковича Прайм-ТАСС.

«Иностранные инвесторы в глубинку не поедут», – возражает в интервью GZT.ru Наталья Зубаревич. «Что они там увидят? Старые загаженные цеха? Начинать проект с нуля в чистом поле – и то проще», – уверена эксперт.

Изобретение Петра Великого

Считается, что первые моногорода появились в России при Сталине, но в исследовании Института региональной политики говорится, что их «родоначальником» можно считать Петра I, который проводил индустриальные преобразования экономики России. Он организовывал новые производства, в первую очередь суконные мануфактуры и железоделательные заводы на Урале и в Подмосковье. Одним из первых российских моногородов можно назвать Тулу. В конце 19 века моногорода стали создаваться на базе легкой и угольной промышленности – тогда на основе мануфактурного производства возникли такие города, как Шуя, Орехово-Зуево и Павлов Посад. В начале 1930-х годов такие города возникали как часть производственных комплексов: Магнитка, Новокузнецк, Апатиты. Часть монопрофильных городов периода индустриализации была построена силами заключенных ГУЛАГА, в том числе Воркута и Норильск.

Во время войны 1941-45 гг. множество моногородов появилось в результате эвакуации предприятий, а после 1950 г. активно строились новые мощности в малых и средних городах, преимущественно в восточной части страны: так возникли «города-энергетики», «наукограды» и закрытые города. Политика концентрации переработки пищевых отраслей промышленности привела к созданию крупных мясокомбинатов, сырзаводов, сахарных заводов во многих районных центрах европейской части России. Большая часть монопрофильных поселений образована при предприятиях лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения и пищевой промышленности, говорят эксперты. После развала Советского Союза и распада экономических связей регионов большинство городов, построенных при таких предприятиях, стали «депрессивными».