Новости
RSS
Самарская область
Административный центр
Крупные города
История Самары
География и климат
Экономика
История
Культура
Администрация Области
Обратная связь
Каталог компаний

          





Яндекс.Погода



.

Социальная напряженность в Тольятти будет нарастать

2009-12-04

Правительственные меры «оздоровления компании» сводятся к планам раздробления завода на бизнес-единицы с привлечением крупного иностранного инвестора и выделению финансовых средств, расходуемых на выплату долгов и временную социальную поддержку работников завода. Между тем кризис производства на АВТОВАЗе затрагивает всю социально-экономическую инфраструктуру города. Без модернизации предприятия при сохранении его целостности, без направленной поддержки и развития всей социальной сферы города разрешить проблемы не удастся.

Действия правительства по урегулированию ситуации в Тольятти, рассмотренные в комплексе, позволяют увидеть единую линию, проводимую более или менее последовательно — спасение отверточного производства. Одновременно осуществляется ситуационная социальная поддержка трудящихся. «Отверточное производство означает гибель автомобильной промышленности в России как единой самодостаточной отрасли. Расчленение огромного завода на несколько мелких предприятий означает, что перед правительством встанет задача не закрыть огромный завод и одномоментно оставить без работы почти сотню тысяч человек, а постепенно закрывать более мелкие предприятия», — полагает Борис Кагарлицкий, директор ИГСО. По его словам, рабочих по мере необходимости будут успокаивать то пособиями, то общественными работами, то переводами на временную работу и т.п. Между тем: АВТОВАЗ — ключевая, но не единственная проблема Тольятти. Но никакой целостной социально ориентированной стратегии по отношению к городу не просматривается.

Судьба города непосредственно связана с судьбой завода. Жители Тольятти не вполне осознают это и не предвидят последствий закрытия или расчленения гиганта. «Занятые на АВТОВАЗе, это почти седьмая часть населения города, который вырос за 50 лет в 60 раз вокруг завода. Ликвидация базового предприятия — сокрушительный удар по бюджету, рынку труда, всей социальной сфере города», — отмечает Анна Очкина, руководитель Центра социального анализа ИГСО. Она считает, что завод такого масштаба и социально-экономической значимости не может быть только частично государственным, находясь в совместной собственности частной компании и госкорпорации.

Ситуация должна быть взята под реальный государственный контроль. Сегодня в Тольятти нет активного социального субъекта, способного заметно влиять на судьбу завода и города. Работники АВТОВАЗа демонстрируют отсутствие солидарности и недоверие к коллективным действиям. Единого социального движения в городе пока не сложилось. Если кризис сосредоточенный сегодня на крупнейшем предприятии города скажется большей социальной напряженностью и прорвется социальным взрывом, то не на самом предприятии, где рабочие, в целом довольны. Напряжение будет расти в тех секторах социальной инфраструктуры города, которые сегодня остаются практически без поддержки: в здравоохранении, образовании, социальной защите и других сферах.