Новости
RSS
Самарская область
Административный центр
Крупные города
История Самары
География и климат
Экономика
История
Культура
Администрация Области
Обратная связь

          





Яндекс.Погода



.

В Тольятти десятками исчезают автобусные маршруты

2007-11-29

Автобусные маршруты в Тольятти исчезают десятками, понуждая горожан передвигаться исключительно на перекладных.

"Процесс пошел" несколько лет назад, но терпение горожан лопнуло, когда в этом году муниципальные власти отменили последнюю пятерку "социально значимых" маршрутов, как назвал их в своем письме наш читатель, пенсионер Александр Будкин. Дело в том, что именно эти, нерентабельные, по мнению чиновников, схемы движения общественного транспорта связывали микрорайоны Автограда с собесами и Медгородком, где сосредоточены несколько взрослых и детских больниц, роддом, диагностический центр.

- Вот недавно закрыли первый маршрут, а зря - у меня в Федоровке дача, раньше ездил туда без пересадок, а теперь - на перекладных, - поделился с корреспондентом "РГ" 83-летний Сергей Андреев. - Да и на заводы молодым ездить удобно было. Остались у нас одни троллейбусы да "газельки". У мэрии, говорят, денег нет, а нам приходится за червонец ездить. У меня хоть пенсия хорошая как у участника войны, военно-служащего, и пешком я ходить люблю. А соседи мои? Получают по три тысячи да еще и за проезд столько платят.

 Конечно, вряд ли кому-то хочется ждать троллейбус целый час, а именно столько приходится стоять у Медгородка, чтоб уехать, потому и катаются льготники за свой счет в коммерческих маршрутках. "Остановки пустые, - констатируют чиновники, - знать, и лишние автобусы там не нужны".

- Изначально на городских маршрутах работало по восемь-десять машин, но из-за отсутствия должного, в том числе и денежного, внимания мы теряли перевозки и рынок услуг, - рассказал начальник службы эксплуатации МП "Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие N3" Евгений Матвеев. - Интервал движения автобусов вырос до 20-25 минут, и перед нами, естественно, встал вопрос: либо работают два маршрута, не обеспечивающие ритмичную работу транспорта, либо мы имеем один, но полностью загруженный маршрут. Например, 26-й следовал только по Автозаводскому району, а 73-й связывал его с Центральным. Мы оста вили 73-й, пустив его по некоторым участкам 26-го. Таким образом, с некоторыми потерями движение по этому направлению все же сохранилось.

 Итак, оптимизация транспортной сети за счет сокращения маршрутов - мера вынужденная. Сказать, что на исчезнувших направлениях никто не ездил - значит погрешить против истины, признают муниципальные власти. А дальше идут жалобы на городские власти, которые не поддерживают транспортников бюджетным рублем. Вот и накопились миллионные долги, по которым одни проценты в год составляют почти 20 миллионов.

 - Ситуация была такова, что приходилось выбирать: либо оптимизировать расходы муниципальных предприятий, либо пассажирские перевозки вообще умрут, - объяснил начальник транспортного управления администрации Тольятти Владлен Кабанов. - Мы оставили стратегические направления, соединяющие все три района города, и отказались от тех, что имеют малый пассажиропоток. Перспектива восстановить маршруты с помощью депутатов или без нее пока не просматривается. В 2003 году муниципальные предприятия, осуществляющие перевозки пассажиров,  получали ежегодную субсидию в размере 280 миллионов рублей - это без учета расходов на закупку подвижного состава. Тогда общественный транспорт удовлетворял потребности горожан процентов на 85. Через год бюджетная поддержка транспортников сократилась до 114 миллионов рублей, а в 2005 году они не получили денег вовсе. Отсюда "оптимизация" маршрутной сети и, конечно, рост тарифов - надо же как-то компенсировать убытки! Сегодня нужно около 250 миллионов, чтобы увеличить объем перевозок и расширить транспортную сеть. А их никто не дает.

Плюс к этому муниципалам задолжали и региональное, и федеральное министерства финансов. Речь идет о так называемых "выпадающих доходах". Транспортникам возить льготников за копейки невыгодно, а расчеты, которые делают тольяттинские власти, не совпадают со сметами вышестоящих бюджетов. Фиксированная цена на "социальную сезонку" - 250 рублей, а проездной для граждан на оба вида транспорта - 680. По подсчетам транспортников, одна поездка пассажира обходится в 10 рублей независимо от того, льготник он или нет. Но если мэрия компенсирует эти расходы на 100 процентов, то проезд льготника областного уровня возмещается лишь наполовину, а федерального - вовсе на треть.

- Вот пенсионеры спрашивают, - поведал председатель комиссии по городскому хозяйству городской Думы Тольятти Александр Денисов, - почему автобусы так плохо ездят? А транспортники справедливо отвечают, что это - социальная проблема, что нет муниципального заказа и об этом должна позаботиться местная власть. Возить от кольца до кольца 5 или 25 человек невыгодно. Но возить этих людей, безусловно, надо! В следующем году мы планируем дотировать транспортников на сумму около 120 миллионов, чтобы предприятия запустили эти нерентабельные рейсы. Но этого мало, поэтому сейчас, перед окончательным принятием бюджета, мы настаиваем на выделении дополнительных средств.

Справка "РГ"

Муниципальными автобусными перевозками в Тольятти занимается один парк - АТП N3, на линию ежедневно выходят 225 машин. Списочный состав троллейбусного парка - 193 единицы, 59 из них обслуживают автозавод. А львиную долю пассажирских перевозок осуществляют частные маршрутки, коих насчитывается уже более тысячи.

Елена Андреева, Тольятти




предыдущая следующая