Новости
RSS
Самарская область
Административный центр
Крупные города
История Самары
География и климат
Экономика
История
Культура
Администрация Области
Обратная связь

          





Яндекс.Погода



.

Владимир Артяков: Самарская область должна активно развиваться

2008-02-07
Как живет губерния. Что сделано и что еще предстоит. Политика. Экономика. Социальная сфера. Успехи и достижения. Проблемы и пути их решения. В эфире ГТРК Самара губернатор области Владимир Артяков отвечал на многочисленные вопросы. "Главная тема" в "Событиях недели".

Олег Моргунов:Сегодня мы обсуждаем самые важные и насущные проблемы и вопросы нашей жизни с губернатором Самарской области Владимиром Артяковым. Этой встречей мы открываем цикл передач, который мы условно назвали "Главная тема". Один раз в месяц в это же время в программе "События недели" Владимир Артяков готов отвечать на накопившиеся у нас и у вас вопросы.

Владимир Владимирович, наша последняя встреча состоялась до Нового года. За это время серьезно изменилась и политическая ситуация, и экономическая тоже. Что Вы считаете главными переменами за эти последние несколько недель и какова на Ваш взгляд сегодня ситуация в Самарской области?

Владимир Артяков:Вы абсолютно правы, у нас произошли значительные экономические и политические события в области. В связи с этим и перемены произошли как в той, так и в другой отрасли. Прежде всего, мы приняли трехлетний бюджет региона. Мы заложили с нарастающим итогом как поступления в бюджет, так и развитие наших социальных программ и инвестиционных проектов. То есть на три года мы спланировали развитие нашего региона. Дополнительно мы заложили в бюджет в этом году 1 млрд. рублей на социальную сферу - это, прежде всего, медицина, здравоохранение, народное образование. И этот миллиард мы будем расходовать на прямые нужды этих отраслей. Например, мы дополнительно отремонтируем 66 больниц в области, 110 школ. И, конечно, мы запустим основную часть средств на покупку нового оборудования, поскольку понимаем, что сегодня именно эти объекты очень важны для нас. Но нельзя забывать и об инвестиционных объектах, которые были одобрены правительством и которые мы сегодня отрабатываем. Сейчас мы находимся в такой ситуации, что нельзя скатиться к тому, чтобы областной бюджет превратился в платежную ведомость. Самарская область должна активно развиваться, строить крупные объекты промышленного производства, давать новые рабочие места. Отсюда новые налоговые поступления, новое бюджетное строительство и новый бюджетный рост. На это мы и нацелены.

Что касается политических событий. Мы провели выборы депутатов в Государственную думу. Я считаю, что мы их провели достаточно успешно. С партиями была договоренность, что у нас не будет ни "черного PR-а", то есть недобросовестной предвыборной агитации, не будет недобросовестной работы в этом направлении. Все партии поддержали партию "Единая Россия", и мы достаточно организованно провели эту выборную кампанию. Я еще раз хочу поблагодарить избирателей, за то, что они откликнулись на наши призывы, выделили приоритеты, проголосовали за выбранные партии.

Свою работу за истекший период мы оцениваем положительно.Это внутригубернская политика. На губернию влияют и внешнеполитические, общероссийские факторы. Например, сейчас началась кампания по выборам Президента. Наверное, такие события оказывают какое-то влияние. Самарская "Единая Россия" тоже очень активно включилась в эту кампанию. Как вы расцениваете план Медведева, который был озвучен на встрече в Москве?

Кандидат от "Единой России" был определен несколькими партиями, которые поддержали кандидата Дмитрия Медведева. Я считаю, что на самом деле мы поддержали в этой ситуации с одной стороны нового кандидата, с другой стороны действующего Президента. Все программы, которые реализовывал в свое время на всех должностях Дмитрий Медведев - это была реализация плана Путина. Я считаю, что преемственность, которая складывается сегодня, будет позитивно отражаться на развитии России, а значит и на развитии Самарской области. Те проекты, которые получили статус национальных, в нашем регионе реализовались достаточно успешно.

Буквально в эти дни началось повышение выплат бюджетникам. Планировалось, что на 7% повысится зарплата бюджетников, потом решили, что на 14%. В трехлетнем бюджете Самарской области было заложено все-таки 7% повышения. Откуда дополнительные средства?

Мы подтвердили из собственных средств 14%. Нельзя забывать, что мы инициативно в конце прошлого года повысили заработную плату работникам дошкольных учреждений. Повысили на 30% с 1 января, плюс к этому 14% прибавили остальным. У нас значительные расходы произошли по повышению зарплаты бюджетным работникам за счет перераспределения средств. Здесь мы пошли по пути оптимизации в тех узких местах, где это необходимо сделать. Если мы говорим о медицинских работниках, работниках образования, мы по этим министерствам и консолидировали возможности бюджета для того, чтобы увеличить зарплату. Плюс к тому мы сейчас активно проводим работу с основными нашими налогоплательщиками в регионе для того, чтобы оптимизировать налоги в части их повышения. У нас уже прошли переговоры с компаниями "Транснефть", "Роснефть", там мы еще увидим некоторые резервы.

Владимир Владимирович, речь идет о повышении налогов или повышении выплачиваемости налогов?

Несомненно, о выплачиваемости налогов. Не секрет, что сегодня все компании заинтересованы таким образом, чтобы максимальное количество прибыли оставить на предприятии. И это правильно, это хорошо. Но нельзя забывать, что социальная ответственность бизнеса должна прослеживаться в регионе. Мы с основными налогоплательщиками договорились, что налоговые поступления будут увеличены.

Вы затронули тему медицины. В этой сфере мы один из передовых регионов, особенно первичное звено - врачи общей практики. К нам из других регионов ездят учиться, перенимают наш опыт. В то же время, каждый, кто ходит в поликлиники, в больницы, видит, что система несовершенна. Та же проблема, когда узкие специалисты получают сейчас меньше, чем врачи общей практики. Вами дано поручение министерству здравоохранения провести реформу в этом направлении. Что они должны сделать, по Вашему мнению, в первую очередь и какие-то сроки Вы поставили?

Мы эту работу начали в сентябре-октябре прошлого года, когда проанализировали ситуацию насколько это возможно. При первом приближении мы столкнулись с ситуацией, когда при всем кажущимся благополучии есть большие проблемы. Я далек от предположения, что у нас абсолютно все благополучно, особенно в медицинском обслуживании населения, первичное звено, прежде всего. Я уже не говорю об узкоспециальных направлениях. У нас есть и туберкулезный диспансер, психоневрологический - ситуация критичная. Что делать? Мы понимаем, что мы завязаны и четко интегрированы с федеральной системой медицинского обслуживания, министерством здравоохранения страны. Они выстраивают для нас и точки роста, и точки приоритетов, и возможности развития.

Мы идем по колее, которая нам предписана. Но в то же время мы по своей инициативе можем у себя вносить изменения. Определить те критические моменты, на которых мы должны сосредоточить и технический, и материальный, и интеллектуальный потенциал. Например, обучение медицинских работников. Нельзя смириться с тем, что раз в пять лет они проходят какое-то дополнительное образование. Фармацевтическая промышленность не стоит на месте, методики медицинские развиваются. На оборудовании, которое мы сегодня закупаем за рубежом, некому работать, мало квалифицированных специалистов. Но бывает и обратное, мы покупаем оборудование, которое уже устарело. В этой ситуации мы проводим четкую ревизию.

С нашим новым министром здравоохранения - он человек молодой, достаточно продвинутый, очень энергичный, компетентен в области развития медицины - мы хотим сравнить западные аналоги на уровне первичного медицинского обслуживания, посмотреть, что мы в этой части можем сделать. И, кроме того, привязать все это к отраслевым стандартам заработной платы. Мы уйдем от общих стандартов коэффициентов заработной платы и нормативов, хотим сделать отраслевые. То есть, младший обслуживающий персонал, лечащие врачи будут оцениваться по определенной методике, и получать зарплату уже с увеличенным коэффициентом. Например, если взять количество медсестер, надо определиться, много их или мало. Надо посчитать, какая отдача на каждый вложенный в медицину рубль, какой эффект мы от этого получаем.

Мы вышли с инициативой в министерство здравоохранения РФ по поводу того, чтобы мы были пилотным проектом в части системного подхода медицинского обслуживания населения. То есть это и уровень заработной платы, и уровень обеспеченности препаратами, медицинским оборудованием, и т.д. Мы хотим стать родоначальниками методологии подхода к новому медицинскому обслуживанию населения в стране. Мы привлекли серьезных специалистов, серьезных экспертов для этих разработок и сегодня плотно работаем с министерством здравоохранения России для того, чтобы это внедрить у нас.

Конечно, уровень заработной платы, качество предоставляемых медицинских услуг, оснащенность медицинских учреждений - должны быть достойными. Мы видим в регионе, что не все медучреждения соответствуют тем требованиям, о которых я сказал. Либо надо все рушить и строить новое, либо поэтапно реализовывать этот проект.

Владимир Владимирович, давайте поговорим на тему, о которой вся губерния говорит уже две недели. Это аномальный снегопад, который обрушился на область. Как Вы оцениваете качество, оперативность работы дорожных и коммунальных служб? Результаты люди видят, особенно в первые дни.

Знаете, как говорят, зима в России приходит неожиданно. В каждой шутке есть доля шутки. На самом деле этот снегопад нас застал, я не сказал бы, что врасплох, поскольку мы понимали, что нам надо делать, как действовать. Но если оценивать работу жилищно-коммунальных служб в этой части, то люди работали самоотверженно. Надо им сказать большое спасибо за это, поблагодарить за тот труд, который они отдали, чтобы навести порядок в городах, в сельских районах.

Мы столкнулись с проблемой неготовности дорожной техники, в некоторых местах было просто ее отсутствие. Мы привлекли коммерческие структуры для решения этой проблемы, они откликнулись на наш призыв. Также мы привлекли военных к очистке территорий. Выводы? Конечно, сегодня мы их сделали. Я отдельно буду рассматривать этот вопрос на одном из совещаний. Каждое из муниципальных образований должно будет отчитаться, почему при определенном количестве заявленной снегоуборочной техники выходит всего 40%. Это вопрос. И этим нужно заниматься, если это подложные документы и факт введения в заблуждение руководящих органов, кто-то должен нести ответственность.

Это притом, что был известен прогноз...

Да, был прогноз, и к зиме готовились. Мы понимаем, что все отчетные документы говорили о том, что на 100% техника готова, что она есть. А когда по факту ее необходимо было применить, оказалось, что в некоторых местах лишь от 40 до 50% ее готовности. За это, я считаю, должен нести ответственность тот руководитель, муниципального образования, который либо дал неточную информацию, либо не подготовился.

Военных на каких условиях привлекали?

Военные отработали очень хорошо. Откликнулись замечательно, сработали оперативно. Каждый день они принимали участие в работе нашего штаба. Помогла нам также железная дорога. Если бы мы не включили этот резерв, то трудно прогнозировать, к чему бы это привело. Например, на нашей основной трассе М-5 пробки были до 20 км. У нас все заваливало по крыши, поэтому военные очень эффективно отработали. На растаскивании техники участвовало более 50 военных тягачей. Мы выразим отдельную благодарность военным.

В принципе, это не дело армии. Сейчас планируется закупка этой техники, чтобы в случае чего нам не пришлось обращаться к коммерческим структурам...

Если говорить о том, дело ли это армии, тут можно поспорить. В международном опыте по борьбе со стихийными бедствиями присутствует привлечение национальной гвардии, вооруженных сил, и никто не смотрит, чье это дело. Я убежден, что даже при наличии максимального количества техники мы все равно не справились бы с этой задачей. Потому что это аномальное явление. Такого снегопада у нас не было с 78 года. Тогда инфраструктура была развита по-другому. Но то, что у нас техника не работала, а порой ее просто не было, на это надо обратить внимание. Это расчетные величины. Сегодня мы смотрим, где добавить технику, какой техники не хватает. Все это за счет Правительства области.

Даже по городу Самара говорить... Если бы не вмешалась наша организация, в городе была бы более критическая ситуация. Потому что город по своей транспортной системе достаточно специфичен. Городские власти просто не успевали контролировать ситуацию. Мы вынуждены были выделить дополнительные ресурсы.

Вот очень важная тема: мораторий на цены на основные продукты питания. Сначала был срок до Нового года, затем до 1 марта, сейчас он продлен до 1 мая. Что будет дальше? Ведь это экономика, она потом потребует своего. Не надо ли людям готовиться к тому, что когда закончится мораторий, будет резкий скачок цен? Потому что производители захотят компенсировать свои расходы, которые они понесли за это время.

Давайте на две части разделим этот вопрос. Общий мораторий и что под него подпадает. Прежде всего, социально значимые продукты питания, о которых мы все время говорим: хлеб, молоко, масло, яйцо и т.д. и потребитель - какой критерий отбора населения, его уровень и т.д. Я хочу поблагодарить тех участников моратория, кто откликнулся на нашу просьбу и заморозил цены. Я считаю, что социальная ответственность бизнеса сегодня проявилась именно в этом.

Будет вознаграждаться?

Первое - это моральное вознаграждение. Мы будем говорить и о том, что если это сельхозпроизводитель, то будем говорить по льготным кредитам. Если это переработчик сельхозпродукции, то тоже можно пойти по этому пути. И эта работа тоже ведется. Свои действия мы будем координировать с федеральным центром. Со своей стороны мы вышли с инициативой адресной дотации для социальноранимого населения, которым не хватает средств, чтобы преодолеть цены. Мы будем датировать этим людям повышение цен. По принципу уровня доходов. Мы должны будем подойти к перераспределению бюджета. Как мы будем перераспределять найденные источники? Это будет, прежде всего, адресная помощь.

Я убежден, что все-таки сдерживать цены мы так долго не сможем. Мы находимся в рынке, жизнь диктует свои условия. Если мы поддерживаем своих зернозаводчиков, чтобы перерабатывать зерно, участвовать в зерновой интервенции, это тоже дает элемент такой, что мы сдерживаем цены. Я думаю, что на федеральном уровне будет ряд программ, которые помогут, например, производителям молока, мяса. Министерство этим занимается.

Мы должны развивать собственный рынок, а не зависеть от тех условий, которые нам формируют на Западе. Как только это мы у себя структурно изменим, тогда мы не будем так чувствительны к изменениям общих конъюнктурных цен на Западе.

Спасибо, Владимир Владимирович. Надеюсь, наши встречи станут регулярными. Приходите к нам через месяц. Новые вопросы - новые ответы.

Спасибо.


предыдущая следующая